Неточные совпадения
Постепенно начиналась скептическая критика «значения
личности в процессе творчества истории», — критика, которая через десятки лет уступила место неумеренному восторгу пред
новым героем, «белокурой бестией» Фридриха Ницше. Люди быстро умнели и, соглашаясь с Спенсером, что «из свинцовых инстинктов не выработаешь золотого поведения», сосредоточивали силы и таланты свои на «самопознании», на вопросах индивидуального бытия. Быстро подвигались к приятию лозунга «наше время — не время широких задач».
Между тем она, по страстной, нервной натуре своей, увлеклась его
личностью, влюбилась в него самого, в его смелость, в самое это стремление к
новому, лучшему — но не влюбилась в его учение, в его
новые правды и
новую жизнь, и осталась верна старым, прочным понятиям о жизни, о счастье. Он звал к
новому делу, к
новому труду, но
нового дела и труда, кроме раздачи запрещенных книг, она не видела.
По впечатлительной натуре своей он пристрастился к этой
новой, простой, мягкой и вместе сильной
личности. Он располагал пробыть в «Дымке» и долее. Ему хотелось вникнуть в порядок хозяйственного механизма Тушина. Он едва успел заметить только наружный порядок, видеть бросающиеся в глаза результаты этого хозяйства, не успев вникнуть в самый процесс его отправления.
Люди простые, обыкновенные, с требованиями русской общественной, крестьянской, христианской нравственности, оставляли эти понятия и усваивали
новые, острожные, состоящие, главное, в том, что всякое поругание, насилие над человеческою
личностью, всякое уничтожение ее позволено, когда оно выгодно.
Новая жизнь ожидалась исключительно от изменений социальной среды, от внешней общественности, а не от творческих изменений в
личности, не от духовного перерождения народа, его воли, его сознания.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой
личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование
новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Пока наши собаки, с обычным, их породе свойственным, китайским церемониалом, снюхивались с
новой для них
личностью, которая, видимо, трусила, поджимала хвост, закидывала уши и быстро перевертывалась всем телом, не сгибая коленей и скаля зубы, незнакомец подошел к нам и чрезвычайно вежливо поклонился.
— Катерина Васильевна, вы забываете, что я все это видел у нас, в Америке; для меня занимательны некоторые подробности; но само дело слишком знакомо мне. Интерес новизны тут могут иметь для меня только
личности, которым обязано своим успехом это дело,
новое у вас. Например, что вы можете рассказать мне о m-me Кирсановой?
Новые друзья приняли нас горячо, гораздо лучше, чем два года тому назад. В их главе стоял Грановский — ему принадлежит главное место этого пятилетия. Огарев был почти все время в чужих краях. Грановский заменял его нам, и лучшими минутами того времени мы обязаны ему. Великая сила любви лежала в этой
личности. Со многими я был согласнее в мнениях, но с ним я был ближе — там где-то, в глубине души.
Семя было брошено; на посев и защиту всходов пошла их сила. Надобно было людей
нового поколения, несвихнутых, ненадломленных, которыми мысль их была бы принята не страданием, не болезнью, как до нее дошли учители, а передачей, наследием. Молодые люди откликнулись на их призыв, люди Станкевичева круга примыкали к ним, и в их числе такие сильные
личности, как К. Аксаков и Юрий Самарин.
Мне смешно, когда коммунисты или национал-социалисты с гордостью говорят, что они создают
новый мир коллективности, основанный на господстве общества над
личностью, коллективно-общего над индивидуальным.
У него жизнь торжествует не через воскресение к вечной жизни, а через деторождение, то есть распадение
личности на множество
новых рожденных
личностей, в которых продолжается жизнь рода.
Освободившаяся от власти «общего»
личность подчиняется власти
нового «общего» — социальности.
После пережитого кризиса Белинский выражает свои
новые мысли в форме восстания против Гегеля, восстания во имя
личности, во имя живого человека.
Вл. Соловьев устанавливает противоположность между перспективой вечной жизни для
личности и перспективой родовой, в которой рождение
новой жизни ведет к смерти предшествующих поколений.
Он предлагает
новое антропологическое доказательство бытия Божьего. «Идея Бога действительно дана человеку, но только она дана ему не откуда-нибудь извне, в качестве мысли о Боге, а предметно-фактически осуществлена в нем природою его
личности, как
нового образа Бога.
Социализм и анархизм, декадентство и мистика, разочарование в науке и пустота новейшей философии, небывалое еще ощущение
личности и сознание неизбежности
нового общества, мучительное обострение проблемы пола — все это ведет к какому-то пределу, к таинственному еще разрешению.
В протестантском восстании
личности и утверждении свободы зачался
новый человек, человек
новой истории.
Весь опыт
новой философии громко свидетельствует о том, что проблемы реальности, свободы и
личности могут быть истинно поставлены и истинно решены лишь для посвященных в тайны христианства, лишь в акте веры, в котором дается не призрачная, а подлинная реальность и конкретный гнозис.
Он мог надеть
новый костюм, завести
новую небель, пристраститься к шемпанскому; но в своей
личности, в характере, даже во внешней манере обращения с людьми — он не хотел ничего изменить и во всех своих привычках он остался верен своей самодурной натуре, и в нем мы видим довольно любопытный образчик того, каким манером на всякого самодура действует образование.
По улицам города я шатался теперь с исключительной целью — высмотреть, тут ли находится вся компания, которую Януш характеризовал словами «дурное общество»; и если Лавровский валялся в луже, если Туркевич и Тыбурций разглагольствовали перед своими слушателями, а темные
личности шныряли по базару, я тотчас же бегом отправлялся через болото, на гору, к часовне, предварительно наполнив карманы яблоками, которые я мог рвать в саду без запрета, и лакомствами, которые я сберегал всегда для своих
новых друзей.
В заметках, становившихся все более краткими, но зато и более точными, появлялись все
новые места и лица, так или иначе прикосновенные к
личности «дикаря».
Видя это, мы спрашивали себя: как же, однако, определятся
новые стремления в отдельной
личности? какими чертами должен отличаться характер, которым совершится решительный разрыв с старыми, нелепыми и насильственными отношениями жизни?
— Нет, милая
личность, надо привыкать к
новому — выгоднее!
Распад
личности — распадом, но все же я делаю попытки воздерживаться от него. Например, сегодня утром я не делал впрыскивания (теперь я делаю впрыскивания три раза в день по три шприца четырехпроцентного раствора). Неудобно. Мне жаль Анны. Каждый
новый процент убивает ее. Мне жаль. Ах, какой человек!
Погуби свою
личность, а там — удерживай свою
личность — логомахия
новой каббалистики!
Сказал кто-то
новую мысль, что жид — человек, а не скотина, и ничто человеческое ему ни чуждо: тотчас в трубы трубить начали, что у нас гуманность на высшей степени развития (исключая только некоторые презренные
личности).
Никогда ни один народ, ни в древней, ни в
новой истории, не делал таких внезапных отречений от своей народности вследствие воли одной
личности.
Некоторые передовые
личности и честные характеры делают опыт свободного сожительства мужчин и женщин на
новых своеобразных основах.
«Хотя невызревшие социальные тенденции, проявлявшиеся рельефнее в последнее время в вашей
личности, и давали нам чувствовать, что вы начинали колебать покои тупого самодовольства ультраконсервативной и скажу больше — ультраретроградной среды, в которой вы вращались, и давали нам надежды на резкий поворот ваших тенденций к
новому учению.
Студент. По задаткам натуры — ничтожный синьор, вот и все. Я, как взглянул на эту
личность, убедился, что в нем все фальшь. Как хотите — индивидуум, служащий по акцизному правлению, имеющий и лошадку, и квартиру, и две тысячи жалованья, — уж никак не
новый человек. А
новый синьор, вот и все. Как же! Он при мне раз сказал, что студенты — ребята!.. Вот понятие этих господ!.. Дрянь-с, почтеннейшая, дрянь вся эта компания честная. Нет-с, наскучило мне все это. Надо в Москву ехать.
Личность адъюнкта Эриха, который, как все говорили, имел глубокие познания в древних и
новых языках, была в высшей степени карикатурна и забавна, а русский язык он так коверкал, что без смеха нельзя было его слушать.
Касим Амин [Амин Касим (1865–1908) — египетский писатель; его книга"
Новая женщина"переведена на русский язык И. Ю. Крачковским в 1912 г.], прозванный «Лютером Востока», говорит в своей книге «
Новая женщина»: «Происхождение разногласия между нами и западными объясняется тем, что они поняли природу человека, уважают его
личность».
Программная статья Горького, постулирующая принципы его «западничества» и поясняющая его «этнологические» мотивы в произведениях конца 10-х гг. ХХ в. («окуровский цикл», «По Руси»). Идеи Горького любопытно сопоставить с концепцией «духовного Китая» Д. С. Мережковского («Грядущий Хам»), а также с позднейшим культом «
нового Средневековья» Н. А. Бердяева, восходящими к противопоставлению «деятельной
личности» Запада — «пассивному фатализму» Востока.
Поворот к мистике и романтическим фантазиям — это поворот к застою, направленный в конце концов против молодой демократии, которую хотят отравить и обессилить, привив ей идеи пассивного отношения к действительности, сомнение в силе разума, исследования, науки, задержать в демократии рост
новой коллективистической психики, единственно способной воспитать сильную и красивую
личность.
Петр Васильич воспользовался восстановившеюся тишиной и представил Бориса Андреича хозяевам. Хозяева объявили в один голос, что очень рады
новому знакомству; потом Калимон Иваныч представил Борису Андреичу своих дочерей, называя их Поленькой и Эменькой. В гостиной находились еще две женские
личности, уже немолодые: одна — в чепце, другая — в темном платочке; но Калимон Иваныч не почел нужным познакомить с ними Бориса Андреича.
Дав слово вскорости повторить свое посещение, гости наконец удалились; приветливые взоры Эмеренции сопровождали их до самой столовой, а Калимон Иваныч вышел даже в переднюю и, посмотрев, как проворный слуга Бориса Андреича закутал господ в шубы, навязал им шарфы и натянул на их ноги теплые сапоги, вернулся в свой кабинет и немедленно заснул, между тем как Поленька, пристыженная своею матерью, ушла к себе наверх, а две безмолвные женские
личности, одна в чепце, другая в темном платочке, поздравляли Эмеренцию с
новой победой.
Тем же кончил и Кольцов, эта здоровая, могучая
личность, силою своего ума и таланта сама открывшая для себя
новый мир знаний и поэтических дум. Еще не окрепший в своем поэтическом таланте, но гордый молодою силою воли, он говорил о злой судьбе при начале своего поприща...
— Кто? А, например, хоть этот Лука Благоприобретов. Признаться сказать, если что и заставило меня поближе подойти к ним, там именно эта оригинальная
личность, с ее фанатической верой, с ее упорным трудом. Ведь это же человек честный, а он был для меня совсем
новым, невиданным явлением жизни. Вот, если хотите, мое оправдание.
Но зато внимание публики на этом бале сильно привлекала одна
новая и притом весьма интересная
личность.
— Ну, как «что?» Ты ведь, в некотором роде, интересная
личность,
новый человек здесь, да еще и в Снежках был… Нет, она в самом деле добрая! Если хочешь, отправимся нынче вечером, — я забегу за тобою.
Сверхчеловек и есть эта единичная совершенная
личность, которая вырастет на почве человеческого разложения, как пышный цветок на плодородном перегное. Высшее счастье и высшее призвание человека — стремиться стать таким перегноем, чтоб сделать возможным грядущего сверхчеловека. В этом —
новая мораль, к которой зовет людей разрушитель морали Ницше.
Внутренний экзистенциальный универсализм
личности нужно противополагать внешнему объективированному универсализму, создававшему все
новые и
новые формы рабства.
В Белинском же обнаруживаются все противоречия экзистенциальной диалектики о человеческой
личности и мировой гармонии: восстание против власти общего, универсально: о над человеческой
личностью и порабощение человеческой
личности новому общему, универсальному и готовность во имя этого
нового общего, универсального снять голову многих тысяч и сотен тысяч человеческих
личностей.
Греческое слово ύπόστασις, означающее подстановку, и латинское слово persona, означающее маску, связанную с театральной ролью, очень несовершенно выражают
личность в смысле, данном ей христианством и
новой философией.
Но
личность по-новому ранена и порабощена историческим временем, и она даже иногда ищет избавления от плена истории переходом в космический план существования.
Но у него по-новому поставлена проблема
личности, не без влияния М. Шелера.
Только
личность есть подлинно творческое и пророческое начало в нравственной жизни, она выковывает
новые ценности.
Но в этике творчества может раскрыться
новый конфликт между творчеством совершенных культурных ценностей и творчеством совершенной человеческой
личности.
В основе Евангелия не закон, хотя бы
новый, а сам Христос, Его
личность.